пятница, 31 декабря 2010 г.

Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что

Есть такая сказка, например в сборнике сказок Афанасьева. Сказу эту рассказыю на ночь сыну и тут внезапно понял, про что же эта сказка.
По работе я связан в основном с корпоративными, или, как модно говорить, энтерпрайз проектами. В энтерпрайзе формула "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что" самый обычный случай.
Фабула простая - стрелец, в сборнике Афанасьева его зовут Федот, чудом женится на красавице из за чего его хотят изжить со свету король со своим прихвостнем. Сначала ему дают трудное задание - оленя золотые рога, а потом "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Федот справляется с обоими заданиями, обретает по дороге всемогущего друга(Шмат-разум) и становится королем. Второе задание в сказке есть ни что иное, как невозможное испытание, пройдя которое испытание человек получает всемогущество и власть.
В энтерпрайзе как правило задания достаточно сложные, при этом встречаются и невозможные. Выглядит это очень часто, как в сказке - "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Периодически наблюдается одна и та же картина - группа разработчиков получает это невозможное задание, справляется с ним и пытается уйти от своего заказчика/владельца, который такому уходу вовсе не рад. В итоге может возникнуть ситуация как в сказке - королем становится стрелец Федот, через суд конечно же :-)
Получается парадокс - что бы развивать бизнес, заказчик должен поставить перед исполнителем невозможную задачу, после которой бизнес становится под угрозу, потому что герой получит всемогущество и власть. Такой вот Уроборос.
Если немного покопаться в истории, то примеры можно найти как в бизнесе, IBM-Miscrosoft, HP-Apple, так и вне бизнеса, например среди рок-групп.
P.S. какое отношение имеет эта статья к теме Бадук, пока не решил :-)

2 комментария:

Viktor Sovietov комментирует...

Паттерны, везде паттерны :)

Mad Hollander комментирует...

Это скорее архетипы.