пятница, 30 июля 2010 г.

"эль Джобсо" - Стратегия, тактика и "впаривание", ч.2

Для объяснения, почему игра Го никакая не стратегическая придется рассмотреть, кто такой Стив Джобс, как и обещалось:
...Но Стив Джобс, вероятно, предвидя эту ситуацию, поступил довольно хитро. Заглянем еще немного дальше в прошлое. В далеком 1986-м году Стив Джобс купил подразделение The Graphics Group у студии Lucasfilm за 10 миллионов долларов, 5 из которых были даны компании в качестве капитала. Позже эта компания была переименована в Pixar, переехала из Point Richmond в Emeryville (все в Калифорнии) и в сотрудничестве с Disney стала создавать и выпускать мультфильмы, созданные на основе компьютерной анимации (Disney их совместно финансировала и распространяла).
С 1995 года студия стала известна благодаря своему мультфильму Toy Story (История игрушек), позже последовали хиты A Bug's Life, Toy Story 2, Monsters, Inc., Finding Nemo, The Incredibles и Cars. Но где-то в 2003-м — 2004-м годах контракт с Disney заканчивался, Стив Джобс и тогдашний босс Disney Майкл Эйснер (Michael Eisner) не смогли договориться, поэтому в начале 2004 года Стив Джобс заявил, что Pixar будет искать себе нового партнера. Поговаривают, что значительную роль сыграла личная неприязнь между руководителями компаний.
В октябре 2005 года Эйснера заменил на своем посту Боб Айгер (Bob Iger), который быстро освежил отношения с Pixar. А уже 24 января 2006 года оба руководителя заявили, что Pixar будет продана Disney за 7.4 миллиарда долларов. Что важно — сделка была произведена не за наличные, а за акции и Стив Джобс с этого момента стал самым крупным акционером Walt Disney Company, держателем примерно 7% акций.
Стоит ли после рассмотрения этих сделок удивляться, что первым партнером Apple по продаже он-лайн фильмов через iTunes Store стали пять компаний, принадлежащих империи Disney? Это Walt Disney Pictures, Pixar, Touchstone Pictures and Miramax Films.
Что имеем с тем же iPhone ? На момент его выхода это был бы кирпич, поскольку многие деятели интернета и по сей день доказывают что он и сейчас такой.
Что сделал Эль Джобсо для того, что бы iPhone "пошел" в массы ?
Для начала он выяснил, нужен ли людям мобильный интернет. Например подобные исследования Нокии на то время показали, что мобильный инет не нужен. Джобс получил совершенно другой ответ - мобильный интернет нужен, еще нужно видео, музыка(это было ясно по опыту iPod). Оказалось интернет нужен, а вот в том исполнении Нокии, того времени, - нет.
Для удобства использования интернет должен быть быстрым. На то время 3G только вводился даже в Штатах и даже у крупнейших провайдеров были определенные слжности с 3G. Джобс договорился с AT&T и те проапгрейдили всю свою сеть от корки до корки. Это, например, объясняет почему AT&T получила экслюзивный контракт на продажу iPhone с аццкой скидкой. На этом Джобс не остановился, а договорился с Гуглом на тему формата для видео в Youtube.
В итоге, когда iPhone пошел в массы, для него уже был подготовлена даже не почва, а целый ландшафт.
Сенсорный экран, отсутствие клавиатуры, предельно простой в использовании интерфейс позволяет очень быстро освоить все необходимые функции. Людям как правило не нужны сами гаджеты, не нужны пачки проводов, нужны возможности, которые могут дать гаджеты. Стало быть, чем меньше гаджетов, тем лучше. Эту формулу Джобс отрабатывает во всех продуктах. iPhone совместил функции читалки, музыкального плейера, наладонника и фотоаппарата. При чем вышло это гораздо лучше, чем у большинства конкурентов.
Теперь видны результаты - чуть не половина флагманских продуктов от конкурентов повторяют этот самый iPhone.
На этом Джобс не остановился - для платформы нужны хорошие программы. Нужно как то заманить программистов. Как заманить - деньгами. Где взять деньги - у пользователей. Как вынудить пользователей покупать - надо заманить программистов. Замкнутый круг, разорвать который получилось через AppStore - онлайн магазин для мобильных приложений. Программисты получают 70% от продаж.
И магазин заработал - игры, которые стоят в среднем 0.99$ (девяносто девять центов) стали приносить разработчиками сотни тысяч и миллионы долларов. Чисто Эльдорадо какое то. Бум разработки для iPhone не утихает до сих пор. В короткий момент AppStore вышел на первые позиции по количеству и продаж, основные конкуренты GetJar и Google Market еще долго будут глотать пыль.
Очевидно, никаким "впариванием" дело и не пахнет - успех обеспечен годами подготовки, договорённостями с конкурентами, партнёрами и адским трудом. Неудивительно, что акции Apple растут и растут.
Касательно конкурентов, которые вовсе не спят - Apple обошелся с ними по взрослому. Но об этом уже в следующий раз.

2 комментария:

Шаман Дмитрий комментирует...

спасибо, очень познавательные параллели :) ждем продолжения!

phaggi комментирует...

Все это весьма занимательно, к тому же я являюсь весьма удовлетворенным пользователем iPhone 3Gs, и в ближайших планах у меня приобретение Macbook и, возможно, Mac mini.

Однако, мне совершенно непонятно, причем тут игра Го и ее нестратегичность??? Пожалуйста, объясните тупому мне на пальцах...